ДА СКИФЫ МЫ, ДА АЗИАТЫ МЫ… ИЛИ НЕТ?
Сходил в Лос-Анджелесе на квартирник Васи Обломова и решил поискать какие-нибудь интервью с ним. Наткнулся на беседу в Ереване, где он, в частности, говорит, что вовсе не телевизор сделал наш народ таким, а народ, к сожалению, таким и был. Ведь телек дает людям то, что им нравится. Если бы не было спроса, то не было бы и предложения. Иными словами, у россиян был запрос на эту хамскую стилистику, типа «представься, мразь», «бомбить Берлин» и «нацистская сволочь». Народ внутренне хотел верить в «осажденную крепость», и телевизор лишь услужливо удовлетворял его желания. А я как раз накануне размышлял на эту тему. Ведь, действительно, вроде бы спрос рождает предложение. Мы скифы. Мы азиаты «с раскосыми и жадными очами»… Или все-таки предложение сформировало спрос?
Я еще до войны писал про своего приятеля, который работает в рабочей бригаде. Кроме него, там трудятся еще четыре мужика от 32 до 60 лет. И все четверо обожают Путина. Не за хорошую зарплату – зарплата у них плохая. Не за ровные дороги – дороги у нас не ровные. Не за классную медицину и не за доступные цены – это все в России так себе. А за то, что Путин «всему миру дал просраться». Это цитата. Он молодец, потому что «всех раком поставил». Красавчик. И такая иррациональная радость от какого-то эфемерного ощущения чужого унижения для этих рабочих мужиков была важнее и зарплаты, и медицины, и дорог, и образования.
Это же не проверить и не пощупать. Ни один из четверых не был за границей и не видел, как там живут люди. Ну, разве только на курортах Турции или Египта в формате «Тагил рулит» или «мальчик, ты не понял, водочки принеси». Кстати, о мальчике с водочкой. Вы же помните, с каким восторгом население России встретило второго «Брата». Фильм, в художественном отношении безоговорочно уступающий первой части, буквально влюбил в себя народные массы. Ведь там русский парень мочит америкосов. И эту победу только-только вынырнувшие из нищеты 90-х люди сказочным образом проецировали на себя. Это они, несмотря на бедность и неустроенность, побеждают жадных и тупых американцев. Потому что сила в правде, а правда у русских. Старая, засевшая с советских времен в подкорке ненависть к Америке была разбужена, растревожена и вытащена на поверхность.
А как любили Задорнова за это его «ну, тупые». Русские и находчивые, и сметливые, а американцы беспомощные и глупые. Народ ходил на концерты и ликовал. Люди хотели слышать, что американцы идиоты, а мы умные. Что русский Иван Дурак умнее заокеанского Кощея Бессмертного. Среднестатистическому россиянину оказалось свойственно детское, фольклорное сознание. Мир состоит из двух половин. Половина абсолютного добра – это Россия. И половина абсолютного зла – это не Россия. Кто не с нами, тот против нас. Народ хотел простых ответов, простых решений и простого, незамысловатого языка. И телевизор дал ему и эти решения, и этот язык. Спрос родил предложение.
И все же, мне думается, все не совсем так. Помните: «Ну что же, они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... квартирный вопрос только испортил их»? Люди как люди. Всем народам в любой стране свойственны злоба и благородство, подлость и великодушие, гордость и трусость. И милосердие иногда стучится в их сердца. Вопрос в том, какую из граней народного характера захочет вычленить власть.
«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней», - говорил Геббельс. И сделал. Родня моей прабабушки – большая одесская семья Айзензонов была уверена, что из Одессы можно не эвакуироваться. Ведь они помнили немцев в 1918 году – это были вполне приличные, вежливые люди. В итоге, вся семья – около 15 человек – была расстреляна захватившими Одессу румынами. Разбудить зверя можно в любом народе. В немцах, в румынах, в китайцах, в корейцах, в русских. Главное выбрать, на какой струне следует играть. А если дирижировать кувалдой, то и струны зазвучат соответствующие.
Так что, Вася Обломов, конечно, прав. Не будь в наших людях определенных черт, пропаганда не свела бы их с ума. Но пропаганда целенаправленно пробуждала именно те инстинкты, которые требовались российским геббельсам. А значит, все-таки предложение сформировало спрос. И только после этого спрос начал стимулировать предложение. Лживое, пошлое, примитивное и отвратительное.
https://ust-kutnet.com/?p=10675